Влияние повышенных температур и интенсивности работы на продолжительность жизни свинцово-кислотного аккумулятора

Влияние повышенных температур и интенсивности работы на продолжительность жизни свинцово-кислотного аккумулятора

Тепло является убийственным фактором для всех электрических батарей, и, к сожалению, не всегда возможно обезопасить от него источник питания. Например, часто температурному воздействию подвержены аккумуляторы внутри ноутбуков или стартерные аккумуляторы под капотом автомобиля. Доподлинно известно, что каждый шаг повышения температуры на 8°С сокращает срок службы герметичного свинцово-кислотного аккумулятора в два раза. Это означает, что необслуживаемый VRLA аккумулятор для стационарного использования с заявленным сроком службы в 10 лет, при 33°С будет служить уже только 5 лет, а при 41°С - только 30 месяцев. И что наиболее показательно, повреждения, вызванные температурным воздействием, являются необратимыми.

По данным исследования 2010 года BCI Failure Mode Study, стартерные аккумуляторы становятся все более термостойкими. В этом же исследовании, но 2000 года, повышение температуры на 7°С укоротило жизнь аккумулятора примерно на 1 год; в 2010 году же этот шаг температуры составил уже 12°С. Другие статистические данные показывают, что в 1962 году срок службы стартерного аккумулятора составлял 34 месяца, а к 2000 году благодаря техническим усовершенствованием он был продлен до 41 месяца. В 2010 году BCI отрапортовали о среднем показателе времени жизни аккумулятора в 55 месяцев; в более холодных широтах оно составило 59 месяцев, а в жарких - 47. Кстати, по наблюдениям автомобилистов, размещение аккумулятора в более прохладном по сравнению с моторным отсеком багажнике добавляет ему около 1 года жизни.


Аккумуляторы EverExceed

 

Standard Range AGM Deep Cycle Range AGM Gellyte Range GEL
свинцово-кислотные аккумуляторы аккумуляторы для газового котла гелевые аккумуляторы 12 вольт 100 ач и 200 ач 
10 - 12 лет / 600 циклов 10 - 12 лет / 700 циклов 10 - 12 лет / 750 циклов
универсальная серия AGM для глубоких разрядов AGM универсальная серия GEL

Срок службы аккумулятора также зависит и от активности, частые разрядки выступают фактором, способствующим деградации. Конечно же проворачивание стартера двигателя внутреннего сгорания несколько раз в день не нанесет ощутимого износа аккумулятору, но если автомобиль оборудован технологией микрогибрид с системой “старт-стоп”, дело обстоит уже иначе. Микрогибрид отключает двигатель внутреннего сгорания во время вынужденного простоя автомобиля, например, при ожидании на светофоре, и снова запускает его, когда уже нужно ехать, таким образом, к нагрузке аккумулятора добавляется около 2000 микроциклов в год. Данные, полученные от производителей автомобилей, показывают падение емкости до уровня примерно 60% уже после 2 лет эксплуатации. Соответственно, для увеличения срока службы стали всё больше использоваться специализированные стартерные аккумуляторы технологии AGM или другие электрохимические системы. (Смотрите BU-211: Альтернативные системы электрических батарей).

На рисунке 1 можно увидеть падение емкости со 100% до примерно 50% после прохождения аккумулятором 700 микроциклов. Данное моделирование было проведено в лабораториях кампании Cadex. Пусковой ток остается на высоком уровне, показывая падение только после 2000 микроциклов.

Влияние повышенных температур и интенсивности работы на продолжительность жизни свинцово-кислотного аккумулятора

Рисунок 1: Падение емкости стартерного аккумулятора, использующегося в автомобиле с системой “старт-стоп”. Емкость снижается примерно на 50% после 2 лет эксплуатации. AGM аккумуляторы в этом плане являются более надежными.

Метод тестирования аккумулятора: Аккумулятор был полностью заряжен и далее разряжался до 70%, чтобы имитировать действие технологии микрогибрид. После аккумулятор разряжался силой тока 25 А в течение 40 секунд для моделирования нагрузки от включенных фар. Для имитации прокручивания стартера и непосредственно вождения, к аккумулятору была приложена кратковременная разрядка силой 400 А, после которой последовала зарядка. Пусковой ток был измерен с помощью Spectro CA-12.

При последовательном соединении напряжение каждого элемента должно быть однородным, и это особенно важно в больших стационарных системах аккумуляторов. Со временем отдельные элементы могут начать проседать по напряжению, но применение уравнительной зарядки каждые 6 месяцев помогает элементам вернуться к нормальному состоянию. (Смотрите BU-404: Что такое уравнительная зарядка). Сложным моментом в уравнительной зарядке является обеспечение правильного воздействия на каждый элемент. В то время как нуждающиеся элементы будут стимулироваться зарядкой, исправные будут подвергаться необязательному стрессу, особенно в случае некорректных настроек уравнительной зарядки. Гелевые и AGM аккумуляторы имеют более низкую восприимчивость к перезарядке в сравнении с затопленными версиями, соответственно, к ним относительно безвредно применимы все варианты уравнительной зарядки.


Аккумуляторы EverExceed GEL

 

Marin GEL Range Deep Cycle GEL Range Solar GEL Range
аккумулятор для электромотора аккумуляторы глубокого разряда аккумуляторы для солнечных батарей
10 - 12 лет / 800 циклов 10 - 12 лет / 800 циклов 10 - 12 лет / 800 циклов
для электромоторов лодок и катеров для глубоких циклических разрядов для солнечных электростанций

Затопленные свинцово-кислотные аккумуляторы являются одними из самых надежных и хорошо подходят для жаркого климата. При хорошем обслуживании срок их службы может достигать 20 лет. К недостаткам можно отнести необходимость периодического добавления электролита и обеспечения хорошей вентиляции.

Когда в 1980-х годах стали появляться первые VRLA аккумуляторы, производители утверждали, что продолжительность их жизни будет такая же, как и у затопленных версий, и некоторые отрасли, например, телекоммуникационная, перешли на эти необслуживаемые аккумуляторные батареи. Но к середине 1990-х стало очевидным, что срок службы VRLA аккумуляторов не достигнет уровня затопленных аккумуляторов, и составит 5-10 лет, что более чем в два раза меньше ожидаемого показателя. Кроме того, выяснилось, что воздействие температур больше 40°С на VRLA аккумулятор может привести к тепловому пробою из-за обезвоживания электролита.

Последнее обновление 2016-05-26


Контроль и защита аккумуляторов

 

Батарейный монитор Защита от глубокого разряда Батарейный балансир
Батарейный монитор Защита от глубокого разряда Стабилизатор тока заряда аккумулятора
контроль более 25 параметров, история и синхронизация защита от низкого и высокого напряжения, возможность регулировки для 12, 24, 36 и 48В систем, возможность параллельного подключения

Влияние повышенных температур и интенсивности работы на продолжительность жизни свинцово-кислотного аккумулятора


Рейтинг и отзывы: 1 1 1 1 1 5/5 на основе 1 голоса