Стоимость мобильных источников энергии

Взлет огромного авиалайнера – поистине волнующий момент. При полной массе почти в 400 тонн, Боинг 747 требует порядка 90 мегаватт энергии, чтобы набрать необходимую высоту. Взлет является наиболее требовательной и энергозатратной частью полета, после достижения же необходимой высоты потребляемая мощность снижается примерно в два раза.

Мощные двигатели также были необходимы и для приведения в движение громадного океанского лайнера “Queen Mary”, спущенного на воду в 1934 году. Водоизмещением 8 .000 тонн и длиной 300 метров, этот гигант был оснащен четырьмя паровыми турбинами, производящими общую мощность 160 000 л. с. (120 мВт). На борту корабля могло находитmся до 3 000 человек, а скорость его движения составляла 28,5 узлов (52 км/ч). “Queen Mary” в данный момент используется как музей в Лонг-Бич, штат Калифорния.

В таблице 1 показан путь человеческой изобретательности на пути к покорению энергии, начиная от доисторического использования тягловых волов, затрагивая новые источники энергии, появившиеся во время промышленной революции, и заканчивая сегодняшними супер двигателями с практически неограниченной мощностью.

Дата

Тип источника энергии

Генерируемая мощность

 

3000 до н. э.

Тягловой вол

0,5 л. с.

370 Вт

350 до н. э.

Вертикальное водяное колесо

3 л. с.

2 230 Вт

1800

Паровой двигатель Уатта

40 л. с.

30 кВт

1837

Морской паровой двигатель

750 л. с.

560 кВт

1900

Железнодорожный паровой двигатель

12.000 л. с.

8.950 кВт

1936

Океанский лайнер “Queen Mary”

160 000 л. с.

120 000 кВт

1949

Автомобиль Cadillac

160 л. с.

120 кВт

1969

Авиалайнер Boeing 747

100.000 л. с.

76 600 кВт

1974

Атомная электростанция

1 520 000 л. с.

1 133 000 кВт

Таблица 1: Древние и современные источники энергии Обеспечить движение больших систем возможно только с помощью двигателя внутреннего сгорания (ДВС), где ископаемое топливо служит в качестве недорогого и доступного источника энергии. Невысокая удельная энергоемкость электрических батарей в сравнении с удельной теплотой сгорания [BU-1007] топлива для ДВС соотносит эти два источника энергии как будто это Давид и Голиаф. Батареи к тому же чувствительны к высоким и низким температурам, а срок их службы довольно ограничен.


Аккумуляторы EverExceed

 

Standard Range AGM Deep Cycle Range AGM Gellyte Range GEL
свинцово-кислотные аккумуляторы аккумуляторы для газового котла гелевые аккумуляторы 12 вольт 100 ач и 200 ач 
10 - 12 лет / 600 циклов 10 - 12 лет / 700 циклов 10 - 12 лет / 750 циклов
универсальная серия AGM для глубоких разрядов AGM универсальная серия GEL

В то время как ископаемое топливо обладает удельной энергоемкостью в 12 000 Вт/кг, литий-ионная аккумуляторная батарея может обеспечить от 70 до 260 Вт/кг в зависимости от используемой электрохимической системы. И даже со своим низким КПД в 30%, ДВС все равно превосходит лучшую электрическую батарею с точки зрения соотношения энергии к весу. Емкость батареи необходимо увеличить в 20 раз, прежде чем она сможет на равных конкурировать с ископаемым топливом.

Другим ограничением организации движения с помощью электрических батарей в сравнении с ископаемым топливом является собственно вес энергоносителя. В то время как при расходовании топлива вес транспортного средства постепенно уменьшается, электрическая батарея весит одинаково, как в разряженном, так и в заряженном состоянии. Это накладывает ограничения на дальность пробега электромобилей и делает идею создания электрического самолета просто непрактичной. Кроме того, ДВС обеспечивает полную мощность в условиях холодного или жаркого климата и хорошо работает в течение многих лет. С аккумуляторной батареей все обстоит иначе - каждый следующий цикл предоставляет немного меньше энергии, чем предыдущий.

Энергия первичных (неперезаряжаемых) батарей

Энергия из неперезаряжанмых батарей является одной из самых дорогих форм электроснабжения с точки зрения затрат на киловатт-час (кВт*ч). Первичные батареи [BU-106] применяются в основном для маломощного использования, такого как наручные часы, пульты дистанционного управления, электронные ключи и детские игрушки. Также такие источники питания используются в военной отрасли, в маяках и удаленных ретрансляционных станциях, так как в этих случаях последующая зарядка просто не практична. В таблице 2 оценивается стоимость за кВт*ч и характеристики распространенных типоразмеров первичных батарей.

 

Типоразмер ААА

Типоразмер АА

Типоразмер С

Типоразмер D

Типоразмер 9 В

Емкость

1 150 мА*ч

2 850 мА*ч

7 800 мА*ч

17 000 мА*ч

570 мА*ч

Энергия

1,725 Вт*ч

4,275 Вт*ч

11,7 Вт*ч

25,5 Вт.ч

5,13 Вт*ч

Стоимость

$1,00

$0,75

$2,00

$2,00

$3,00

Стоимость за кВт*ч

$580

$175

$170

$78

$585

Таблица 2: Сравнение емкости и стоимости первичных щелочных батарей. Одноразовое использование энергии, запасенной в первичных батареях, делает их дорогими; стоимость уменьшается с увеличением размеров.


Аккумуляторы EverExceed GEL

 

Marin GEL Range Deep Cycle GEL Range Solar GEL Range
аккумулятор для электромотора аккумуляторы глубокого разряда аккумуляторы для солнечных батарей
10 - 12 лет / 800 циклов 10 - 12 лет / 800 циклов 10 - 12 лет / 800 циклов
для электромоторов лодок и катеров для глубоких циклических разрядов для солнечных электростанций

Энергия вторичных (перезаряжаемых) батарей

Получение электрической энергии от вторичных батарей является более экономичным, чем в случае с первичными, однако стоимость за киловатт-час не будет полной без рассмотрения совокупной стоимости владения. Туда входят стоимость одного цикла, продолжительность срока службы, а также расходы, связанные с возможной заменой и утилизацией. В таблице 3 сравниваются свинцово-кислотные, никель-кадмиевые, никель-металл-гидридные и литий-ионные аккумуляторные батареи.

 

Свинцово-кислотная

NiCd

NiMH

Li-ion

Удельная энергоемкость (Вт/кг)

30-50

45-80

60-120

100-250

Срок службы при циклических нагрузках

Умеренный

Высокий

Высокий

Высокий

Влияние температуры

Не работает при низкой температуре

Рабочий диапазон от -50°С до 70°С

Снижение производительности при низкой температуре

Не работает при низкой температуре

Применение

ИБП с нечастыми разрядкками

В условиях высоких/низких температур

HEV, ИБП с частыми разрядками

EV, HEV, ИБП с частыми разрядками

Стоимость за кВт*ч
электрические силовые агрегаты, системы накопления электричества

$100-200

$300-600

$300-600

$300-1000

Энергетические характеристики и стоимость аккумуляторных батарей. Хотя литий-ионные батареи и являются более дорогостоящими в сравнении со свинцово-кислотными, стоимость их цикла зарядки/разрядки может быть меньше. NiCd могут работать при экстремальных температурах, имеют большее количество циклов и устойчивы к ультрабыстрой зарядке.

Энергия из других источников

Для снижения расхода ископаемого топлива и сокращения вредных выбросов, правительствами и частными организациями многих стран предпринимаются попытки внедрения альтернативных источников энергии. В таблице 4 сравниваются стоимость генерации 1 кВт мощности, включающая в себя начальные вложения, расход топлива, техническое обслуживание и амортизацию.

Тип топлива

Стоимость оборудования для генерации 1 кВт

Срок службы

Стоимость топлива для генерации 1 кВт*ч

Общая стоимость 1 кВт*ч

Li-ion электрический силовой агрегат

$500/кВт (стоимость 20 кВт аккумулятора - $10 000)

2 500 часов (восстановительная стоимость - $0,40/кВт)

$0,20

$0,60 ($0,40 + $0,20)

ДВС в автомобиле

$30/кВт ($3 000/100кВт)

4 000 часов (восстановительная стоимость - $0,01/кВт)

$0,33

$0,34 ($0,33 + $0,01)

Топливные элементы
-портативные
-мобильные
-стационарные

$3 000-7 500

2 000 часов
4 000 часов
40 000 часов

$0,35

 

Солнечная батарея

$20 000 за 5 кВт установку

25 лет

$0

$0,15-0,20*

Стационарная электросеть

-

-

$0,20 (в среднем)

$0,20

Таблица 4: Себестоимость выработки 1 кВт энергии. Расчет включает в себя начальные вложения, расход топлива, техническое обслуживание и амортизацию. Энергия из стационарных электросетей является самой дешевой.

* - Амортизация рассчитана исходя из 5 часов солнечного времени 200 дней в году; износ, связанный с возрастом, в расчет не брался.

Использование стационарной электрической сети является наиболее экономически обоснованным. Потребители платят от $0,06 до $0,40 долларов за киловатт-час, не озабочены какими-либо дополнительными тратами на техническое обслуживание или необходимостью замены устаревших энергогенерирущих механизмов, и что довольно важно - обеспечены беспрерывной подачей электричества (среднестатистическая семья на Западе потребляет 25 кВт*ч энергии ежедневно.)


Тяговые аккумуляторы Trojan (USA)

 

Trojan Marine RV AGM Deep Cycle Trojan GEL Deep Cycle
тяговые лодочные аккумуляторы 12 вольт Тяговые аккумуляторы agm Аккумуляторы для поломоечных машин
10 - 12 лет / 700 циклов 10 - 12 лет / 600 циклов 10 - 12 лет / 800 циклов
для речного и морского траспорта для электромоторов, солнечных электростанций, высоких нагрузок

Стоимость электричества возрастает при необходимости еге аккумулирования в электрических батареях, как в случае эксплуатации солнечных панелей или электромобиля [BU-1003]. Высокая стоимость аккумуляторной батареи вкупе с ее относительно коротким сроком службы удваивают стоимость электричества. Бензин (или его эквивалент) является более экономичным решением для обеспечения мобильности.

Топливные элементы [BU-210] являются наиболее эффективными в преобразовании топлива в электричество, но высокие затраты на оборудование делают этот источник питания дорогим с точки зрения стоимости за киловатт-час. Практически во всех случаях обеспечение мощности с помощью топливных элементов выходит дороже, чем при использовании обычных методов.

Наш организм также нуждается в энергии, активному человеку необходимо порядка 3,500 калорий в день для того, чтобы оставаться в форме. Такое количество калорий соотносится примерно с потребностью 4 000 Вт в течение 24 часов (1 калория равна 1,16 Вт*ч). Такого количества энергии хватит, чтобы пешком преодолеть около 40 км, а если пересесть на велосипед, то расстояние увеличится до 160 км. Если же наш воображаемый велосипедист перекусит обедом из пары картофелин и сосиски, то он сможет проехать еще 60 км во второй половине дня (не все полученная энергия пойдет на мышечную работу, потребности мозга человека в энергии составляют примерно 20% от потребностей всего организма. Человеческое тело является удивительно эффективным в преобразовании пищи в энергию; трудно представить, чтобы картофель и сосиски смогли бы обеспечить ноутбук энергией на такое длительное время).

В таблице 5 сравнивается расчетная мощность и затраты энергии на пассажиро-километр для полностью загруженного Boeing 747, вышедшего в отставку океанского лайнера “Queen Mary”, прожорливого джипа, велосипедиста и человека, идущего пешком.

 

Boeing 747
авиалайнер

Океанский лайнер
“Queen Mary”

Джип
или большее авто

Велосипедист
(вместе с массой велосипеда)

Пешком

Полный вес

369 тонн

81 000 тонн

2,5 тонны

100 кг

80 кг

Скорость движения

900 км/ч

52 км/ч

100 км/ч

20 км/ч

5 км/ч

Максимальная мощность

77 000 кВт
100 000л. с.

120 000 кВт
160 000л. с.

200 кВт
275 л. с.

2 000 Вт
2,7 л. с.

2 000 Вт
2,7 л. с.

Мощность при движении

65 000 кВт
87 000л. с.

90 000 кВт
120 000л. с.

130 кВт
174 л. с.

80 Вт
0,1 л. с.

280 Вт
0,38 л. с.

Число пассажиров

450

3.000

4

1

1

Мощность на одного пассажира

140 кВт
580 кДж*

40 кВт
2 800 кДж*

50 кВт
1 800 кДж*

80 Вт
14,4 кДж*

280 Вт
200 кДж*

Таблица 5: Характеристики мощности различных видов транспорта. Авиаперелеты являются наименее энергозатратным видом скоростного транспорта; водный транспорт эффективен для перевозок больших грузов без особых требований к скорости; самое же низкое потребление энергии показывает велосипед.

* - 1 Джоуль – это количество энергии, возникающее за 1 секунду при напряжении 1 В и силе тока 1 А, или 1 Вт в течение 1 секунды, или 0,238 калорий; 4,186 Джоуля нагреют 1 грамм воды ровно на 1°С; 1 000 Джоулей равны 0,277 Вт.

Велосипед на сегодняшний день является самым эффективным видом транспорта. Если сравнивать велосипед и автомобиль, то велосипедист будет потреблять только 0,4 литра топлива на 100 км. Ходьба также является эффективной, “расход” составляет только 1 л на 100 км. Но такая автономная система передвижения имеет недостаток в виде ограниченной дальности хода из-за наступления усталости.

С точки зрения использования энергии, автомобили являются одним из наименее эффективных видов транспорта. Большинство двигателей внутреннего сгорания имеют КПД всего 25% от удельной теплоты сгорания топлива. Дело выглядит еще хуже, когда в расчет берется соотношение веса автомобиля и водителя, которое выше чем у больших транспортных средств. При разгоне 1,5-тонного автомобиля, менее 2% энергии тратится на перемещение 75-килограммового водителя, вместе с его портфелем и обедом; остальные же 98% уходят на тепло и трение. Даже современный реактивный самолет имеет лучшую топливную эффективность в сравнении с автомобилем. Загруженный Airbus 340 расходует всего 3,4 л топлива на 100 километров при наборе крейсерской скорости в 950 км/ч.

Поезда являются одним из наиболее эффективным видов транспорта. Кольцевая линия городских электропоездов Яманотэ протяженностью 36 километров соединяет основные транспортные узлы Токио и перевозит порядка 3,5 миллионов пассажиров в день. В час пик 11-вагонный поезд ходит каждые 150 секунд. Удовлетворить такой объем пассажироперевозок было бы немыслимо с помощью частного автотранспорта городскими улицами.

Современные поезда порой становятся более удобными в сравнении с движением по автостраде. Построение эффективных систем общественного транспорта позволит значительно снизить нагрузку с дорожной сети городов, многие из которых были спроектированные еще до развития массового автомобильного транспорта. Использование железнодорожного транспорта также экономически обоснованно для перемещения грузов. Транспортировка 1 тонны потребляет всего лишь 0,65 литра топлива на 100 км.

Последнее обновление 2016-03-06


Контроль и защита аккумуляторов

 

Батарейный монитор Защита от глубокого разряда Батарейный балансир
Батарейный монитор Защита от глубокого разряда Стабилизатор тока заряда аккумулятора
контроль более 25 параметров, история и синхронизация защита от низкого и высокого напряжения, возможность регулировки для 12, 24, 36 и 48В систем, возможность параллельного подключения


Рейтинг и отзывы: 1 1 1 1 1 5/5 на основе 1 голоса