Стоимость мобильных источников энергии
- Категория: Поддержка по аккумуляторным батареям
- Опубликовано 24.07.2016 13:53
- Автор: Abramova Olesya
Взлет огромного авиалайнера – поистине волнующий момент. При полной массе почти в 400 тонн, Боинг 747 требует порядка 90 мегаватт энергии, чтобы набрать необходимую высоту. Взлет является наиболее требовательной и энергозатратной частью полета, после достижения же необходимой высоты потребляемая мощность снижается примерно в два раза.
Мощные двигатели также были необходимы и для приведения в движение громадного океанского лайнера “Queen Mary”, спущенного на воду в 1934 году. Водоизмещением 8 .000 тонн и длиной 300 метров, этот гигант был оснащен четырьмя паровыми турбинами, производящими общую мощность 160 000 л. с. (120 мВт). На борту корабля могло находитmся до 3 000 человек, а скорость его движения составляла 28,5 узлов (52 км/ч). “Queen Mary” в данный момент используется как музей в Лонг-Бич, штат Калифорния.
В таблице 1 показан путь человеческой изобретательности на пути к покорению энергии, начиная от доисторического использования тягловых волов, затрагивая новые источники энергии, появившиеся во время промышленной революции, и заканчивая сегодняшними супер двигателями с практически неограниченной мощностью.
Дата |
Тип источника энергии |
Генерируемая мощность |
|
3000 до н. э. |
Тягловой вол |
0,5 л. с. |
370 Вт |
350 до н. э. |
Вертикальное водяное колесо |
3 л. с. |
2 230 Вт |
1800 |
Паровой двигатель Уатта |
40 л. с. |
30 кВт |
1837 |
Морской паровой двигатель |
750 л. с. |
560 кВт |
1900 |
Железнодорожный паровой двигатель |
12.000 л. с. |
8.950 кВт |
1936 |
Океанский лайнер “Queen Mary” |
160 000 л. с. |
120 000 кВт |
1949 |
Автомобиль Cadillac |
160 л. с. |
120 кВт |
1969 |
Авиалайнер Boeing 747 |
100.000 л. с. |
76 600 кВт |
1974 |
Атомная электростанция |
1 520 000 л. с. |
1 133 000 кВт |
Таблица 1: Древние и современные источники энергии Обеспечить движение больших систем возможно только с помощью двигателя внутреннего сгорания (ДВС), где ископаемое топливо служит в качестве недорогого и доступного источника энергии. Невысокая удельная энергоемкость электрических батарей в сравнении с удельной теплотой сгорания [BU-1007] топлива для ДВС соотносит эти два источника энергии как будто это Давид и Голиаф. Батареи к тому же чувствительны к высоким и низким температурам, а срок их службы довольно ограничен.
Standard Range AGM | Deep Cycle Range AGM | Gellyte Range GEL |
10 - 12 лет / 600 циклов | 10 - 12 лет / 700 циклов | 10 - 12 лет / 750 циклов |
универсальная серия AGM | для глубоких разрядов AGM | универсальная серия GEL |
В то время как ископаемое топливо обладает удельной энергоемкостью в 12 000 Вт/кг, литий-ионная аккумуляторная батарея может обеспечить от 70 до 260 Вт/кг в зависимости от используемой электрохимической системы. И даже со своим низким КПД в 30%, ДВС все равно превосходит лучшую электрическую батарею с точки зрения соотношения энергии к весу. Емкость батареи необходимо увеличить в 20 раз, прежде чем она сможет на равных конкурировать с ископаемым топливом.
Другим ограничением организации движения с помощью электрических батарей в сравнении с ископаемым топливом является собственно вес энергоносителя. В то время как при расходовании топлива вес транспортного средства постепенно уменьшается, электрическая батарея весит одинаково, как в разряженном, так и в заряженном состоянии. Это накладывает ограничения на дальность пробега электромобилей и делает идею создания электрического самолета просто непрактичной. Кроме того, ДВС обеспечивает полную мощность в условиях холодного или жаркого климата и хорошо работает в течение многих лет. С аккумуляторной батареей все обстоит иначе - каждый следующий цикл предоставляет немного меньше энергии, чем предыдущий.
Энергия первичных (неперезаряжаемых) батарей
Энергия из неперезаряжанмых батарей является одной из самых дорогих форм электроснабжения с точки зрения затрат на киловатт-час (кВт*ч). Первичные батареи [BU-106] применяются в основном для маломощного использования, такого как наручные часы, пульты дистанционного управления, электронные ключи и детские игрушки. Также такие источники питания используются в военной отрасли, в маяках и удаленных ретрансляционных станциях, так как в этих случаях последующая зарядка просто не практична. В таблице 2 оценивается стоимость за кВт*ч и характеристики распространенных типоразмеров первичных батарей.
|
Типоразмер ААА |
Типоразмер АА |
Типоразмер С |
Типоразмер D |
Типоразмер 9 В |
Емкость |
1 150 мА*ч |
2 850 мА*ч |
7 800 мА*ч |
17 000 мА*ч |
570 мА*ч |
Энергия |
1,725 Вт*ч |
4,275 Вт*ч |
11,7 Вт*ч |
25,5 Вт.ч |
5,13 Вт*ч |
Стоимость |
$1,00 |
$0,75 |
$2,00 |
$2,00 |
$3,00 |
Стоимость за кВт*ч |
$580 |
$175 |
$170 |
$78 |
$585 |
Таблица 2: Сравнение емкости и стоимости первичных щелочных батарей. Одноразовое использование энергии, запасенной в первичных батареях, делает их дорогими; стоимость уменьшается с увеличением размеров.
Marin GEL Range | Deep Cycle GEL Range | Solar GEL Range |
10 - 12 лет / 800 циклов | 10 - 12 лет / 800 циклов | 10 - 12 лет / 800 циклов |
для электромоторов лодок и катеров | для глубоких циклических разрядов | для солнечных электростанций |
Энергия вторичных (перезаряжаемых) батарей
Получение электрической энергии от вторичных батарей является более экономичным, чем в случае с первичными, однако стоимость за киловатт-час не будет полной без рассмотрения совокупной стоимости владения. Туда входят стоимость одного цикла, продолжительность срока службы, а также расходы, связанные с возможной заменой и утилизацией. В таблице 3 сравниваются свинцово-кислотные, никель-кадмиевые, никель-металл-гидридные и литий-ионные аккумуляторные батареи.
|
Свинцово-кислотная |
NiCd |
NiMH |
Li-ion |
Удельная энергоемкость (Вт/кг) |
30-50 |
45-80 |
60-120 |
100-250 |
Срок службы при циклических нагрузках |
Умеренный |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Влияние температуры |
Не работает при низкой температуре |
Рабочий диапазон от -50°С до 70°С |
Снижение производительности при низкой температуре |
Не работает при низкой температуре |
Применение |
ИБП с нечастыми разрядкками |
В условиях высоких/низких температур |
HEV, ИБП с частыми разрядками |
EV, HEV, ИБП с частыми разрядками |
Стоимость за кВт*ч |
$100-200 |
$300-600 |
$300-600 |
$300-1000 |
Энергетические характеристики и стоимость аккумуляторных батарей. Хотя литий-ионные батареи и являются более дорогостоящими в сравнении со свинцово-кислотными, стоимость их цикла зарядки/разрядки может быть меньше. NiCd могут работать при экстремальных температурах, имеют большее количество циклов и устойчивы к ультрабыстрой зарядке.
Энергия из других источников
Для снижения расхода ископаемого топлива и сокращения вредных выбросов, правительствами и частными организациями многих стран предпринимаются попытки внедрения альтернативных источников энергии. В таблице 4 сравниваются стоимость генерации 1 кВт мощности, включающая в себя начальные вложения, расход топлива, техническое обслуживание и амортизацию.
Тип топлива |
Стоимость оборудования для генерации 1 кВт |
Срок службы |
Стоимость топлива для генерации 1 кВт*ч |
Общая стоимость 1 кВт*ч |
Li-ion электрический силовой агрегат |
$500/кВт (стоимость 20 кВт аккумулятора - $10 000) |
2 500 часов (восстановительная стоимость - $0,40/кВт) |
$0,20 |
$0,60 ($0,40 + $0,20) |
ДВС в автомобиле |
$30/кВт ($3 000/100кВт) |
4 000 часов (восстановительная стоимость - $0,01/кВт) |
$0,33 |
$0,34 ($0,33 + $0,01) |
Топливные элементы |
$3 000-7 500 |
2 000 часов |
$0,35 |
|
Солнечная батарея |
$20 000 за 5 кВт установку |
25 лет |
$0 |
$0,15-0,20* |
Стационарная электросеть |
- |
- |
$0,20 (в среднем) |
$0,20 |
Таблица 4: Себестоимость выработки 1 кВт энергии. Расчет включает в себя начальные вложения, расход топлива, техническое обслуживание и амортизацию. Энергия из стационарных электросетей является самой дешевой.
* - Амортизация рассчитана исходя из 5 часов солнечного времени 200 дней в году; износ, связанный с возрастом, в расчет не брался.
Использование стационарной электрической сети является наиболее экономически обоснованным. Потребители платят от $0,06 до $0,40 долларов за киловатт-час, не озабочены какими-либо дополнительными тратами на техническое обслуживание или необходимостью замены устаревших энергогенерирущих механизмов, и что довольно важно - обеспечены беспрерывной подачей электричества (среднестатистическая семья на Западе потребляет 25 кВт*ч энергии ежедневно.)
Тяговые аккумуляторы Trojan (USA)
Trojan Marine RV | AGM Deep Cycle | Trojan GEL Deep Cycle |
10 - 12 лет / 700 циклов | 10 - 12 лет / 600 циклов | 10 - 12 лет / 800 циклов |
для речного и морского траспорта | для электромоторов, солнечных электростанций, высоких нагрузок |
Стоимость электричества возрастает при необходимости еге аккумулирования в электрических батареях, как в случае эксплуатации солнечных панелей или электромобиля [BU-1003]. Высокая стоимость аккумуляторной батареи вкупе с ее относительно коротким сроком службы удваивают стоимость электричества. Бензин (или его эквивалент) является более экономичным решением для обеспечения мобильности.
Топливные элементы [BU-210] являются наиболее эффективными в преобразовании топлива в электричество, но высокие затраты на оборудование делают этот источник питания дорогим с точки зрения стоимости за киловатт-час. Практически во всех случаях обеспечение мощности с помощью топливных элементов выходит дороже, чем при использовании обычных методов.
Наш организм также нуждается в энергии, активному человеку необходимо порядка 3,500 калорий в день для того, чтобы оставаться в форме. Такое количество калорий соотносится примерно с потребностью 4 000 Вт в течение 24 часов (1 калория равна 1,16 Вт*ч). Такого количества энергии хватит, чтобы пешком преодолеть около 40 км, а если пересесть на велосипед, то расстояние увеличится до 160 км. Если же наш воображаемый велосипедист перекусит обедом из пары картофелин и сосиски, то он сможет проехать еще 60 км во второй половине дня (не все полученная энергия пойдет на мышечную работу, потребности мозга человека в энергии составляют примерно 20% от потребностей всего организма. Человеческое тело является удивительно эффективным в преобразовании пищи в энергию; трудно представить, чтобы картофель и сосиски смогли бы обеспечить ноутбук энергией на такое длительное время).
В таблице 5 сравнивается расчетная мощность и затраты энергии на пассажиро-километр для полностью загруженного Boeing 747, вышедшего в отставку океанского лайнера “Queen Mary”, прожорливого джипа, велосипедиста и человека, идущего пешком.
|
Boeing 747 |
Океанский лайнер |
Джип |
Велосипедист |
Пешком |
Полный вес |
369 тонн |
81 000 тонн |
2,5 тонны |
100 кг |
80 кг |
Скорость движения |
900 км/ч |
52 км/ч |
100 км/ч |
20 км/ч |
5 км/ч |
Максимальная мощность |
77 000 кВт |
120 000 кВт |
200 кВт |
2 000 Вт |
2 000 Вт |
Мощность при движении |
65 000 кВт |
90 000 кВт |
130 кВт |
80 Вт |
280 Вт |
Число пассажиров |
450 |
3.000 |
4 |
1 |
1 |
Мощность на одного пассажира |
140 кВт |
40 кВт |
50 кВт |
80 Вт |
280 Вт |
Таблица 5: Характеристики мощности различных видов транспорта. Авиаперелеты являются наименее энергозатратным видом скоростного транспорта; водный транспорт эффективен для перевозок больших грузов без особых требований к скорости; самое же низкое потребление энергии показывает велосипед.
* - 1 Джоуль – это количество энергии, возникающее за 1 секунду при напряжении 1 В и силе тока 1 А, или 1 Вт в течение 1 секунды, или 0,238 калорий; 4,186 Джоуля нагреют 1 грамм воды ровно на 1°С; 1 000 Джоулей равны 0,277 Вт.
Велосипед на сегодняшний день является самым эффективным видом транспорта. Если сравнивать велосипед и автомобиль, то велосипедист будет потреблять только 0,4 литра топлива на 100 км. Ходьба также является эффективной, “расход” составляет только 1 л на 100 км. Но такая автономная система передвижения имеет недостаток в виде ограниченной дальности хода из-за наступления усталости.
С точки зрения использования энергии, автомобили являются одним из наименее эффективных видов транспорта. Большинство двигателей внутреннего сгорания имеют КПД всего 25% от удельной теплоты сгорания топлива. Дело выглядит еще хуже, когда в расчет берется соотношение веса автомобиля и водителя, которое выше чем у больших транспортных средств. При разгоне 1,5-тонного автомобиля, менее 2% энергии тратится на перемещение 75-килограммового водителя, вместе с его портфелем и обедом; остальные же 98% уходят на тепло и трение. Даже современный реактивный самолет имеет лучшую топливную эффективность в сравнении с автомобилем. Загруженный Airbus 340 расходует всего 3,4 л топлива на 100 километров при наборе крейсерской скорости в 950 км/ч.
Поезда являются одним из наиболее эффективным видов транспорта. Кольцевая линия городских электропоездов Яманотэ протяженностью 36 километров соединяет основные транспортные узлы Токио и перевозит порядка 3,5 миллионов пассажиров в день. В час пик 11-вагонный поезд ходит каждые 150 секунд. Удовлетворить такой объем пассажироперевозок было бы немыслимо с помощью частного автотранспорта городскими улицами.
Современные поезда порой становятся более удобными в сравнении с движением по автостраде. Построение эффективных систем общественного транспорта позволит значительно снизить нагрузку с дорожной сети городов, многие из которых были спроектированные еще до развития массового автомобильного транспорта. Использование железнодорожного транспорта также экономически обоснованно для перемещения грузов. Транспортировка 1 тонны потребляет всего лишь 0,65 литра топлива на 100 км.
Последнее обновление 2016-03-06
Контроль и защита аккумуляторов
Батарейный монитор | Защита от глубокого разряда | Батарейный балансир |
контроль более 25 параметров, история и синхронизация | защита от низкого и высокого напряжения, возможность регулировки | для 12, 24, 36 и 48В систем, возможность параллельного подключения |