Аккумуляторы с технологией AGM (Absorbent Glass Mat)
- Категория: Поддержка по аккумуляторным батареям
- Опубликовано 22.03.2016 21:28
- Автор: Abramova Olesya
Технология AGM стала популярной в начале 80-х при разработке герметичных свинцово-кислотных батарей для военных самолетов, автомобилей и источников резервного питания. Преимущества заключаются в возможности заметно уменьшить вес батареи и повысить ее надежность. Серная кислота в таком аккумуляторе поглощается очень тонким пористым заполнителем из стекловолокна, меняя состояние электролита с жидкого на абсорбированное. Это позволяет эксплуатировать батарею почти в любом положении. Пластины AGM аккумулятора могут быть плоскими, как и в обычном затопленном свинцово-кислотном аккумуляторе, а также цилиндрической формы.
Standard Range AGM | Deep Cycle Range AGM | Gellyte Range GEL |
10 - 12 лет / 600 циклов | 10 - 12 лет / 700 циклов | 10 - 12 лет / 750 циклов |
универсальная серия AGM | для глубоких разрядов AGM | универсальная серия GEL |
AGM аккумулятор имеет очень низкое внутреннее сопротивление, способен генерировать высокие показатели силы тока и обеспечивает относительно долгий срок службы даже при глубоких разрядах. Он не требует технического обслуживания, надежнее и легче обычного свинцово-кислотного аккумулятора. В то время как затопленный аккумулятор требует добавления дистиллированной воды в электролит каждые 6 месяцев для предотвращения сульфатации, AGM аккумулятор в меньшей мере подвержен этому процессу. Также стоит отметить низкий уровень саморазряда и устойчивость к минусовым температурам.
Одним из самых значимых преимуществ AGM технологии является скорость зарядки, в пять раз превышающая значение обычной затопленной версии аккумулятора, а также терпимость к глубоким разрядам. При 80-процентом циклическом разряде AGM аккумулятор обеспечит такое же количество циклов заряд/разряд, как и затопленный аккумулятор при 50-процентном. К недостаткам стоит отнести более низкую удельную энергоемкость и более высокие производственные затраты в сравнении с затопленной версией.
Большинство AGM аккумуляторов разрабатываются со средним уровнем емкости, который варьируется от 30 до 100 ампер-часов. Ими часто комплектуются автомобили премиум-класса для обеспечения электропитания таких энергоемких функций как подогрев сидений, рулевого колеса, зеркал и ветрового стекла. Также AGM аккумуляторы нашли свое применения в гоночных автомобилях, так как устойчивы к вибрации.
AGM аккумулятор является предпочтительным выбором и для премиум-мотоциклов. Будучи герметичным, он более безопасен при внешнем повреждении, так как не происходит разлива кислоты. Также преимуществом является небольшой вес при той же производительности и возможность установки под любым углом. Из-за хороших показателей работы при низких температурах AGM аккумуляторы также используются в водном транспорте, в трейлерах и в робототехнике.
AGM Deep Cycle |
GEL Deep Cycle | Литиевые (LiFePO4) |
10 лет / 400 циклов | 10 лет / 500 циклов | 20 лет / 2200 циклов |
универсальное применение | для циклических разрядов | для частых глубоких разрядов |
AGM аккумуляторы все чаще используются в качестве источника питания для системы “старт-стоп”. Использование классической затопленной версии аккумулятора для этой системы приводит к исчерпанию ресурса последнего всего за 2 года в связи с присутствием циклов глубокого разряда. (Смотрите: Влияние температуры и нагрузки на срок службы аккумулятора).
Как и все гелевые и герметичные аккумуляторы, AGM чувствительны к перезарядке. Показатель напряжения в 2,40 вольта (или больше) на ячейку при зарядке вполне нормален; но тем не менее в режиме подзарядки следует использовать напряжение в диапазоне между 2,25 и 2,3 вольта на ячейку (при жаркой летней температуре может потребоваться даже еще меньшее напряжение). Автомобили, использующие обычные затопленные аккумуляторы, настроены на фиксированное напряжение подзарядки — 14,00 вольт (2,40 вольта на ячейку), и если заменить в таком автомобиле обычный аккумулятор на AGM, повышенное напряжение подзарядки будет вредно для последнего. (Смотрите: Как правильно заряжать свинцово-кислотный аккумулятор).
AGM и другие герметичные аккумуляторы чувствительны к нагреву и поэтому должны быть установлены вдали от моторного отсека. Производители рекомендуют прерывать зарядку, если температура батареи достигает 49°С. В таблице 1 перечислены достоинства и недостатки технологии AGM.
Достоинства | Защита от разлива благодаря герметичному корпусу и абсорбции электролита в пористом заполнителе Высокая удельная мощность, низкое внутреннее сопротивление В 5 раз более быстрая зарядка в сравнении с затопленной версией Более предрасположены к циклическому режиму работы, чем затопленные системы Удержание воды (благодаря рекомбинации воды из кислорода и водорода внутри батареи) Устойчивость к вибрации благодаря многослойной конструкции Уверенная работа при низких температурах Менее склоны к сульфатации |
Недостатки | Более высокая стоимость производства в сравнении с затопленными (но дешевле, чем гелевые) Чувствительные к превышению напряжения зарядки Постепенное равномерное уменьшение емкости (у гелевых – куполообразная кривая производительности) Низкая удельная энергоемкость Должны храниться полностью заряженными (менее критично, чем для затопленных) Токсичность используемых материалов (но в составе меньше свинца и кислоты, чем в затопленном) |
Таблица 1: Преимущества и недостатки аккумуляторов с технологией AGM
Последнее обновление 2016-02-16
Контроль и защита аккумуляторов
Батарейный монитор | Защита от глубокого разряда | Батарейный балансир |
контроль более 25 параметров, история и синхронизация | защита от низкого и высокого напряжения, возможность регулировки | для 12, 24, 36 и 48В систем, возможность параллельного подключения |