Как удостоверится в достаточной емкости аккумулятора
- Категория: Поддержка по аккумуляторным батареям
- Опубликовано 21.05.2016 08:20
- Автор: Abramova Olesya
Емкость аккумулятора подвержена постепенному уменьшению из-за использования или течения времени. И для того, чтобы обеспечить надежную работу в течение всего срока службы, производителями часто добавляются некоторые резервные мощности. Это похоже на обеспечение самолета дополнительным количеством топлива, чтобы в случае чего, его хватило для экстренных ситуаций, таких как полет к другому аэропорту или вынужденное ожидание посадки в воздухе.
Standard Range AGM | Deep Cycle Range AGM | Gellyte Range GEL |
10 - 12 лет / 600 циклов | 10 - 12 лет / 700 циклов | 10 - 12 лет / 750 циклов |
универсальная серия AGM | для глубоких разрядов AGM | универсальная серия GEL |
Новые аккумуляторы эксплуатируют (по крайней мере, должны) 100 процентов емкости, но при падении до 80 процентов происходит ее пополнение. Все аккумуляторы должны включать в себя резервный уровень емкости для противодействия худшим прогнозам.
Кроме стандартного процесса уменьшения емкости, ее также понижает низкая температура, особенно в случае литий-ионной электрохимической системы. Температурные потери элементов, оптимизированных под емкостные показатели при 0°С, составляют 15 % от общей емкости, при -10°С уже 30 %, а при -20°С целых 45 %. Элементы, оптимизированные под мощностные показатели, показывают большую стойкость к низким температурам и их потери соответственно меньше.
Отсутствие резервных мощностей часто становится причиной сбоев системы. Такой сбой может возникнуть во время возрастания нагрузочных характеристик или другой чрезвычайной ситуации. При обычном режиме эксплуатации элементы без резервного уровня мощности довольно трудно обнаружить. Существуют специальные тесты, которые помогают проверить ёмкость аккумулятора [BU-913], которым предварительно подвергаются аккумуляторные элементы во избежание выхода из строя уже в процессе непосредственной эксплуатации.
Marin GEL Range | Deep Cycle GEL Range | Solar GEL Range |
10 - 12 лет / 800 циклов | 10 - 12 лет / 800 циклов | 10 - 12 лет / 800 циклов |
для электромоторов лодок и катеров | для глубоких циклических разрядов | для солнечных электростанций |
На рисунке 1 показано схематичное деление аккумуляторной батареи с указанием потерянных и резервных мощностей. Выделение 20 % для потерь и 20 % для резерва оставляет фактической емкости всего лишь 60 %, но соотношение этих уровней не всегда одинаково и лежит на совести производителей.
Рисунок 1: Расчет резервной емкости аккумуляторной батареи. Размер резервной емкости должен быть рассчитан исходя из наихудшего прогноза. Для важных сфер применения он должен составлять порядка 20 %. Для оптимизации аккумулятора к холодным температурам допускается существенное его увеличение.
Чтобы проверить достаточный уровень резервной емкости в аккумуляторной системе, состоящей из многих элементов, можно воспользоваться специальным анализатором, который укажет на “слабые” элементы. К примеру, анализатор Cadex для этих целей использует режим “Prime”, в котором применяется разряд до заряда. Первое показание на экране отразит размер резервной емкости, а второе - полную емкость после процесса зарядки.
Если у аккумуляторной системы после полного рабочего цикла остается заряда менее чем 10 %, то можно увеличить объем его фактической емкости с 80 до 85 % для лучшей оптимизации под нагрузочные характеристики. Если же с другой стороны показатель остаточного заряда составляет, к примеру, 30 %, то есть смысл уменьшить фактическую емкость до 70 %. Зная примерный расход энергии в течение обычного цикла разряда (и если он примерно одинаков), можно рассчитать обоснованный диапазон используемой емкости для уменьшения износа аккумуляторной системы, что приведет к благоприятным экономическим последствиям.
В то время как большинство аккумуляторов меняются при падении реальной емкости до 80 %, системы с отрегулированной, исходя из потребностей, емкостью служат дольше. Примером также может служить стартерный аккумулятор в автомобиле, которые редко когда разряжается ниже 40 %, причем его разрядка не длительная и процесс зарядки инициируется сразу после запуска двигателя. Если же допустить падение заряда ниже этого уровня, могут возникнуть проблемы с запуском двигателя автомобиля, особенно в холодное время года. (Смотрите BU-902a: Как измерить пусковой ток).
Последнее обновление 2016-04-06
Зарядные устройства Victron Energy (Голландия)
Phoenix Charger | Skylla-i | Skylla-TG |
12/24В, 16-200А | 24В, 80-500А | 24/48В, 30-500А |
Мощные профессиональные зарядные устройства для яхт, катеров и другого вида транспорта. Предлагаются однофазные и трехфазные зарядные устройства высокой мощности. Многостадийный адаптивный заряд с возможностью ручного управления. |